Школьная технолаборатория

19 октября в России отмечается День лицеиста. Учреждена праздничная дата в 1992 году, но широкой популярности еще не завоевала. Подавляющее большинство детей в стране учится в средних общеобразовательных школах, и хотя в конце XX – начале XXI столетия многие школы и училища стали именоваться лицеями. ЦОД — пример настоящего лицея, а почему, вы прочтете в этой статье.

Для начала заглянем в историю создания этого праздника. Всероссийский день лицеиста знаменует годовщину открытия Императорского лицея в Царском Селе в 1811 году. Учебное заведение было открыто по указу императора Александра I и принимало в ученики детей из дворянства. Под размещение Императорского Царскосельского лицея Александр I отдал флигель Екатерининского дворца.

Что интересно, так это то, что название учебного заведения происходит от греческого слова «lykeion», так именовался район древних Афин, в котором расположен храм Аполлона. В саду возле храма любили проводить в беседах время древнегреческие философы, а Аристотель делился знаниями со своими учениками.

Лицей готовил государственных служащих высшего ранга, набор происходил раз в 3 года, программа была рассчитана на 6 лет обучения. Учебный год длился с 1 августа по 1 июля. 1843 году Императорский Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург и стал называться Александровским. В XIX веке в России насчитывалось всего 7 таких учебных заведений, четыре из них проработали недолго, до Октябрьской революции 1917 года действовали только три. Царскосельский (Александровский) лицей был расформирован годом позже, в настоящее время он является музеем. Демидовский юридический лицей был переименован в Юридический университет, а Лицей цесаревича Николая стал Дипломатической академией.

Особенности образования заключались в том, что помимо изучения таких обязательных предметов, как грамматика, русская словесность и иностранные языки, математика и физика, искусство, право, политэкономия и логика, к концу периода обучения от каждого лицеиста требовалось овладение искусством сочинительства, причем не только на родном языке, но и на иностранных.

У воспитанников лицея приветствовалось творческое свободомыслие, развязывание споров и дискуссий, в которых обязательно находилась истина. Не допускалось пустословие, каждая мысль должна была быть хорошо продуманной и взвешенной.

Целью обучения являлось взращивание чести и благородства в молодых гражданах своей страны, лучшими качествами воспитанников считались добросердечие и справедливость в противовес карьеризму и личным амбициям.

Выпускники выходили из Царскосельского лицея всесторонне развитыми и образованными людьми, многие из них в будущем прославились. Благодаря которым, кстати, и отмечают сегодня свой праздник тысячи лицеистов. С 1818 года в день открытия лицея – 19 октября – бывшие воспитанники каждый год собирались на «лицейские обеды» в память о времени, проведенном в стенах заведения. Так этот день стал праздником.

Просуществовал он вплоть до закрытия лицея в 1918 году. В конце XX века было решено возродить традицию празднования дня открытия Царскосельского лицея 31 октября по новому стилю. Но эта идея не нашла поддержки у общественности. Поэты – выпускники лицея: А. Пушкин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер и многие другие – воспевали в своих произведениях именно 19 число, эта дата увековечена в их рифмах.

Таким образом, давно ушедшие люди сделали Всероссийский день лицеиста уникальным праздником – ведь больше ни одна знаменательная дата не отмечается по старому стилю. Невольно вспоминается: «Что написано пером – не вырубишь топором», а ведь в XIX веке писали как раз перьями. Сегодня, мы, конечно, не пишем перьями, но традиции сохраняем так же, как с ответственностью несем звание лицеиста. В наше время статус лицея получают средние школы, определившие свои учебные планы самостоятельно.

Лицеи делятся на три направления: гуманитарное, естественно-научное и особенное — смешанное, но разделенное по профилям, как в Центре Одаренных детей. Выпускники получают отличную подготовку для поступления на определенные факультеты высших учебных заведений. Ученики общеобразовательных школ и ученики лицеев изучают все предметы стандартной школьной программы, единственное отличие в учебном процессе состоит в том, что лицеисты профильные предметы изучают более углубленно.

Постепенно входит в практику сотрудничество ВУЗов с лицеями, что дает гарантию приемной комиссии ВУЗа пополнить ряды студентов отлично подготовленными выпускниками. Учебные программы для лицеев разрабатываются профессорами и преподавателями университетов, требования к учителям предъявляются довольно жесткие, поэтому лицейское образование по сравнению со школьным является более качественным.

Наряду с лицеями, в которые отбираются способные ученики старших классов общеобразовательных школ, существуют школы-лицеи. В эти заведения приходят маленькие ученики, и с 1 класса приступают к углубленному изучению дисциплин, составляющих специализацию школы-лицея. В лицеях занятия представляют собой пары, как в профессиональных и высших учебных заведениях, в школах-лицеях – обычные уроки по 40-45 минут.

Говоря о празднике, отмечается Всероссийский день лицеиста проведением торжественных классных часов для учащихся лицеев, различных конкурсов и командных игр. В библиотеках организовываются выставки, посвященные творчеству поэтов – выпускников Царскосельского лицея, открывают свои двери литературные гостиные.

В лицеях и школах-лицеях 19 октября происходит значимое событие в жизни каждого ученика – посвящение в лицеисты. Это знаменательное событие не пройдет и мимо нас, ЦОДовцев. Учите клятву и гимн лицея, лицеисты, чтобы ответить в скором времени на вопрос: «Где ты учишься?» с гордостью и достоинством: «В Центре Одаренных детей!»

Кострова Анна.